Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Официальный сайт администрации городского поселения рабочий поселок Юганец


 

Природоохранная прокуратура

 

Яндекс.Метрика

Содержание

Содержание

Нижегородская природоохранная прокуратура информирует:


 

 

Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, итоги работы.
Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением на территории Нижегородской области
природоохранного законодательства, по результатам которого ежегодно выявляются многочисленные нарушения законов.
Одним из приоритетных направлений в деятельности природоохранной прокуратуры является, в том числе, надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха. К примеру, в 2017 году в данном направлении природоохранной прокуратурой всего выявлено 60 нарушений закона, из них внесено 10 преставлений, по требованию прокурора к дисциплинарной ответственности
привлечено 10 должностных лиц, по постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности 24 виновных лица, направлено 1 
предостережение, по материалам проверок возбуждено одно уголовное дело, 
для пресечения экологических правонарушений в суды направлено 9 исков. 
Примером эффективности работы в указанной сфере законодательства 
являются результаты проверки, проведенной прокуратурой в отношении ООО 
«Нижегородский шпалопропиточный завод». 
Так, природоохранной прокуратурой было установлено, что ООО 
«Нижегородский шпалопропиточный завод» в нарушение требований 
законодательства осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в 
атмосферный воздух в отсутствии установленных нормативов предельно 
допустимых выбросов и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) 
веществ, что создает угрозу окружающей природной среде. 
По результатам проверки, прокуратурой в адрес руководителя 
предприятия внесено представление об устранении нарушений закона. 
Однако, документы на получение разрешения на выбросы загрязняющих 
веществ так и небыли получены. 
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения 
прокурором с иском в суд о возложении обязанности на ООО 
«Нижегородский шпалопропиточный завод» получить разрешение на выбросы 
загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Решением суда от 31.08.2017 г. 
данный иск рассмотрен и удовлетворен в полном объеме. 
Во исполнение указанного решения предприятием 19.04.2018 г. в 
уполномоченном государственном органе получено соответствующее 
разрешение, тем самым решение суда по иску природоохранного прокурора  
исполнено в полном объеме.
Прокурор
старший советник юстиции М.Г. Макашов
 

«Нижегородская природоохранная прокуратура разъясняет»

 

(информация на сайт ОМСУ и СМИ по круглому столу 06.12.2016г)

 

 

 

06.12.2017 года Нижегородской природоохранной прокуратурой в преддверии предстоящего 9 декабря Международного дня борьбы с коррупцией проведён круглый стол по теме «Реализация мероприятий Национального плана противодействии коррупции на 2016-2017 годы».

 

В работе круглого стола приняли участие представители контролирующих природоохранных и правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе председатели комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и должностные лица кадровых служб государственных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

 

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии коррупции», координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией возложена на органы прокуратуры Российской Федерации.

 

Коррупция, как негативное явление в обществе, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам. При этом на современном этапе ведущая роль отводится мерам по предупреждению коррупции.

 

Согласно обобщенных сведений информационных центров ГУ МВД России по Нижегородской области и Управления на транспорте МВД России по ПФО, в 2017 году в Нижегородской области зарегистрировано 297 экологических преступлений (АППГ - 290), что свидетельствует о незначительном росте экологической преступности.

 

В структуре зарегистрированных экологических преступлений наибольшее количество преступлений – 208 (АППГ-194) или 70% от общего количества экологических преступлений - составляет незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, 72 (АППГ-77) или 24% - незаконная рубка лесных насаждений, что связано с географическим расположением Нижегородской области, распространенностью данных природных ресурсов, а также развитостью в регионе деревообрабатывающего производства и сферы потребительских услуг.

 

Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в деятельности природоохранных надзорных и контролирующих органов, а также органах местного самоуправления является одним из основных направлений работы прокуратуры.

 

Нижегородской природоохранной прокуратурой в истекший период 2017 года проведены надзорные мероприятия по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы», в ходе которых особое внимание обращено на реализацию региональных антикоррупционных программ и планов противодействия коррупции.

 

Надзорными и контролирующими природоохранными органами, а также органами местного самоуправления соответствующие планы противодействия коррупции на 2016-2017 годы приняты и исполняются.

 

В тоже время в ходе прокурорских проверок продолжают выявляться случаи нарушения антикоррупционного законодательства.

 

Нижегородской природоохранной прокуратурой в органах государственной власти и местного самоуправления выявлено 23 нарушений требований Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В отношении и.о. руководителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области и 17 глав администраций сельских, поселковых и районных администраций вынесено 23 постановления о возбуждении производств об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок - в аукционной документации, не предъявлены требования к ее участникам: отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации; не привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ - незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

 

Имеют факты не целевого и не эффективного расходования бюджетных средств в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утверждённого постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 306. Так, в ходе проверки исполнения законодательства о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности ГБУ НО «Экология региона» по исполнению контракта по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений, выявлены незаконные оплаты за невыполненные работы, не соответствие применённых материалов проектной документации, крайне низкое качество выполненных работ.

 

Принимая во внимание, что затраты по строительству объекта сформированы на сумму свыше 13 млн руб, в целях выявления и пресечения преступлений коррупционной направленности, материалы проверки направлены в ГУ МВД России по Нижегородской области для проведения соответствующих мероприятий, по результатам которых Нижегородской природоохранной прокуратурой будет принято окончательное решение и виновные должностные лица будут привлечены к установленной законодательством ответственности.

 

По результатам прокурорской проверки устранен конфликт интересов и коррупционные нарушения у государственных служащих Борского районного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, у которых супруги работали или владели акциями подконтрольного лесопользователя - ЗАО «Борский лесхоз», а у трех руководителей лесничеств в непосредственном подчинении находились их супруги.

 

Продолжает иметь место нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет» в части не размещения полных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера государственных служащих. Такие нарушения выявлены в деятельности Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО».

 

Допускаются случаи несоблюдения требований об урегулировании конфликта интересов. Так, в нарушение закона, заместителем Министра экологии и природных ресурсов, как заместителем председателя конкурсной комиссии (в отсутствие председателя комиссии), проведен конкурс на включение в кадровый резерв Министерства претендентов, одним из которых была супруга её двоюродного брата. По результатам включения в кадровый резерв, супруга двоюродного брата была принята на государственную службу.

 

По всем выявленным нарушениям виновные государственные служащие привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

Не соблюдаются требования ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» в деятельности ряда организаций, в которые устроились бывшие государственные служащие. Так, незаконно привлечены к трудовой деятельности двое бывших госслужащих Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл – начальник и инспектор отдела государственного земельного надзора. Бывшие госслужащие были приняты на работу, однако в нарушение ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатели не уведомили Управление о приеме их на работу.

 

Нижегородской природоохранной прокуратурой в отношении юридического лица и директора коммерческой организации, а также директора муниципального бюджетного учреждения вынесены 3 постановления о возбуждении административных производств по ст. 19.29 КоАП РФ.

 

Одним из распространённых нарушений является неисполнение организациями предусмотренных ст.13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» обязанностей по проведению антикоррупционной политики. Не были определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не были приняты кодексы этики и служебного поведения, не выполнялись иные обязанности по противодействию коррупции 18 организациями-природопользователями Нижегородской области: ООО «Эколог», ООО «Вираж», ООО «Ваше хозяйство», ООО «Фабрика композитов», ООО «Ноябрь», ООО «Ластра», ПАО ПКО «Теплообменик», ЗАО «ЗКПД-4 Инвест», АО Красный якорь, ООО «Экстим», ООО «Стихия», ООО «Парус», ООО «Маг Групп», АО «АВИАБОР», ГБУиНО «Нижегородский лес», ООО «Контактный зоопарк «Зверята», ООО «НАША ФЕРМА», ООО «Парк Приокский».

 

По результатам прокурорской проверки, в целях устранения нарушений, данными организациями приняты соответствующие меры по предупреждению коррупции.

 

Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с оперативно-розыскными подразделениями МВД и ФСБ России по Нижегородской области пресечены коррупционные преступления в сфере землепользования и охраны лесов. Это уголовные дела по ч.3 ст.159 УК РФ по фактам незаконного изъятия земельных участков из государственной собственности в д.Сартаково Богородского района, с причинением ущерба в крупном размере, совершенные с использованием служебного положения и уголовные дела по ч.3 ст.260 УК РФ по незаконным рубкам с использованием своего служебного положения, причинившие государству ущерб на сумму свыше 4 млн руб в Починковском и Ардатовском районах Нижегородской области.

 

В рамках межведомственного взаимодействия, по материалам СУ СК России по Нижегородской области, возбуждено производства об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Калива», по факту незаконного вознаграждения от имени юридического лица руководителя Сосновского районного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.

 

Всего за истекший период 2017 года Нижегородской природоохранной прокуратурой выявлено 55 нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере экологии. С целью устранения нарушений внесено 24 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 46 должностных лиц.

 

Возбуждено 28 постановлений об административном производстве. В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании направлено 5 материалов коррупционной направленности, возбуждены уголовные дела.

 

В рамках реализации решения межведомственного совещания, проведенного в 3 квартале 2017 года, по вопросу организации информационного взаимодействия природоохранной прокуратуры с правоохранительными органами при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, по материалам СУ СК России по Нижегородской области, возбуждено производства об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Калива», по факту незаконного вознаграждения от имени юридического лица руководителя Сосновского районного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.

 

В заключении хотелось бы еще раз напомнить государственным и муниципальным служащим об изменениях антикоррупционного законодательства.

 

Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2017 года N 472 справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера дополнена разделом 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки».

 

Правом направления запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о представлении сведений об операциях, счетах и вкладах физических лиц, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений правах на имеющиеся или имевшиеся объекты недвижимости наделены руководители территориальных органов федеральных государственных органов и специально уполномоченные должностные лица.

 

По итогам совещания решено во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами продолжить практику проведения совместных проверок, уделив при этом особое внимание вопросам исполнения бюджетного, антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в экологической сфере с целью исключения коррупционной составляющей при их реализации.

 

Информация о состоянии экологической преступности в регионе за 2015 год 

    Нижегородской природоохранной прокуратуры проанализировано состояние преступности в экологической сфере за прошедший год.

    В 2015 году на территории области совершено 596 экологических преступлений, что на 12% больше аналогичных преступлений предыдущего периода.

    Наибольшее количество экологических преступлений или 70% от общего количества составляет незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, 22%  - незаконная рубка лесных насаждений, 6% - незаконная охота. Остальными преступлениями являлись уничтожение или повреждение лесных насаждений, порча земли, загрязнение вод.

   Рост экологической преступности произошел за счет увеличения фактов криминального браконьерства.

   При наличии роста в 2015 году экологических преступлений наметилась негативная тенденция снижения раскрываемости таких преступлений. Например, из каждых 3 совершенных фактов незаконной рубки леса 2 остались нераскрытыми.

   Отчасти это обусловлено недостаточной по сравнению с установленными нормативами численностью государственных лесных инспекторов, а также имеющими место злоупотреблениями в лесной сфере. 

   Так, под следствием оказался лесничий из Ардатовского района за  получение незаконного денежного вознаграждения в размере 280 000 рублей от арендатора лесного участка за невоспрепятствование в осуществление предпринимательской деятельности.

   Аналогичное уголовное дело по факту получения взятки в 200 000 рублей расследуется в отношении лесничего в Сосновском районе.

   По материалам прокурорских проверок возбужден ряд уголовных дел о крупном лесном пожаре в Выксунском районе, о порче плодородного слоя почв при производстве сельскохозяйственных работ в Кстовском районе, о незаконной добыче рыбы на р.Ока в Павловском, Богородском районах.

   Новшеством последних лет стало введение уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст.191.1 УК РФ), а также за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст.258.1 УК РФ).

   Максимальное наказание за данные преступления предусматривает лишение свободы на срок до 5 и 7 лет соответственно.

   Наиболее полная информация о состоянии преступности в Нижегородской области и в РФ содержится на Публичном портале правовой статистики Генерального прокуратуры Российской Федерации (crimestat.ru).

Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура

29.02.2016 г.


 

 

    Вода играет важную роль в нашей повседневной жизни. Повернул кухонный кран и вода полилась. Хочешь – пей, хочешь – готовь еду, хочешь - мойся. Порой мы даже не задумываемся, какой путь проходит вода от источника до нашей кухни, какие усилия должны прилагаться для того, чтобы исключить попадание в воду извне вредных бактерий и веществ.
    В Нижегородской области для целей централизованного водоснабжения используется 21 поверхностный и 2659 подземный водоисточник.
    Бытует мнение, что самая чистая вода из подземных недр и даже в условиях централизованной системы водоснабжения не требуется проводить особенных защитных мероприятий, чтобы обеспечивать безопасность такой воды. Ведь глубоко под землей сама природа производит чистую воду, а задача коммунальщиков – только поднять воду из недр мощными насосами и распределить по водопроводным трубам до квартир.
Однако, это не совсем так.
    Подтверждением тому стали события пятилетней давности в г.Урень, когда по вине местного коммунального предприятия хозфекальные стоки из аварийного коллектора просочились через трещины колодца в артезианскую скважину, подающую воду из подземных источников в водопровод. Результат – заражение питьевой воды норовирусом и около 200 заболевших. Директор предприятия был осужден.
    Какова нынешняя ситуация с состоянием охраны вод и источников питьевого водоснабжения в Нижегородской области предстояло ответить Нижегородской природоохранной прокуратуре в ходе проведения соответствующей проверки, ведь вопросами обеспечения населения питьевой водой занимаются не только коммунальные службы, но и в той или иной мере и органы местного самоуправления, и органы власти Нижегородской области, и федеральные органы.
    Прежде всего, несколько слов о правовом регулировании данных отношений.
    Водный кодекс Российской Федерации устанавливает приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» гласит, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
    Для питьевых целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения водные объекты.
  Для таких случаев устанавливаются зоны санитарной охраны вокруг источника. Эксплуатирующая организация должна разработать проект зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого снабжения, утвердить его в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в Нижегородской области – это Министерство экологии и природопользования Нижегородской области).
    Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Впоследствии данные границы наносятся на различные картографические материалы, в том числе в кадастровую документацию.
    Статья 44 упомянутого закона запрещает сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжении.
Охрана подземных водных объектов осуществляется в том числе посредством возложения обязанности на физических, юридических лиц, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
Ряд важнейших требований, гарантирующих безопасность вод для питьевых нужд, определены в Санитарных правилах и нормах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02).
    Так, согласно данных Правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов:
первый пояс (пояс строгого режима) предназначен для защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения;
второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
    Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
    Согласно п. 3.2.1. Правил территория первого пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений и др.
Водопроводные сооружения должны быть оборудованы так, чтобы предотвращать возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Границы второго и третьего поясов определяются при разработке проекта расчетным путем по специальной формуле.
В пределах второго пояса охраны не допускается: применение удобрений и ядохимикатов, размещение кладбищ, скотомогильников, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод.
    В границах второго и третьего поясов запрещается размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
    Как показала прокурорская проверка, в целом, в Нижегородской области наблюдается положительная тенденция сокращения количества источников централизованного водоснабжения, не отвечающих требованиям санитарных правил, с 17% в 2010 году до 15% в 2014 году.
    Однако, экологическую ситуацию с состоянием водных объектов нельзя охарактеризовать как стабильную.
    В 29 районах области (Большемурашкинский, Борский, Богородский, г. Дзержинск, Бутурлинский, Вачский, Ветлужский, Воскресенский, Дивеевский, Лысковский и др.) не менее 90% водоисточников имеют организованные зоны санитарной охраны.
    Только 54% источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения имеют какую-либо документацию по установлению размеров охранных зон (Вадский, Ардатовский, Краснооктябрьский, Починковский, Дальнеконстантиновский и др. районы).
    В Ардатовском, Гагинском, Сокольском районах лишь только у каждого третьего источника организована зона санитарной охраны.
    Нижегородской природоохранной прокуратурой в деятельности хозяйствующих субъектов и их должностных лиц (Бутурлинский, Городецкий, Княгининский, Краснобаковский, Лысковский, Спасский и др. районы) выявлено 238 нарушений закона в данной сфере, для устранения которых возбуждено 58 дел об административном правонарушении, внесено 63 представления.
    Наиболее распространенными нарушениями закона являлось: пользование недрами при заборе воды без соответствующей на то лицензии либо с нарушением условий лицензии на недропользование; нарушения санитарных правил, связанные с отсутствия проектов зон санитарной охраны, с не обустройством пояса первой охраны; забор воды без учета ее количества.
    Кроме того, прокуратурой направлено 8 исковых заявлений в суд с требованием обязать организации, осуществляющие забор воды из водных объектов без разрешительной документации, получить отсутствующую документацию.
    Устранение выявленных в ходе данной проверки нарушений находится под контролем Нижегородской природоохранной прокуратуры.

14.12.2015 г.


  

    Природные ресурсы являются особым объектом, согласно ст. 9 Конституции РФ, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    В соответствии со ст. 1.2 ФЗ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

    Федеральный закон от 29.12.2014 N 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес изменение в статью 19 ФЗ «О недрах», в настоящее время она изложена следующим образом:

    Статья 19. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд, имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод

    Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

    Таким образом, законодатель уточнил понятие «для собственных нужд», что во многих спорах являлось камнем преткновения.

    За незаконную добычу полезных ископаемых в отсутствие лицензии на пользование недрами, в зависимости от суммы ущерба, предусмотрена уголовная ответственность ст. 171 УК РФ (незаконная предпринимательская деятельность) и административная ответственность ст.7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на пользование недрами).

    Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Надзор за рациональным использованием и охраной общераспространенными полезными ископаемыми на территории Нижегородской области осуществляет Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в отношении недр федерального значения, в частности подземных вод, осуществляет Департамент Росприроднадзора по ПФО.

18.02.2015